Ценовые зоны теплоснабжения: перспективы и инвестиции

Ценовые зоны теплоснабжения: перспективы и инвестиции
18 08 2022 Статья

В 2017 году в Законе о теплоснабжении появилась статья «О ценовых зонах теплоснабжения». С тех пор прошло пять лет, и в России насчитывается уже около десятка населенных пунктов, которые относятся к таким зонам. Для чего они придуманы? Как они связаны с инвестициями и при чем тут собственная котельная? Сейчас расскажем.

Что представляют собой ценовые зоны теплоснабжения?

Ценовые зоны теплоснабжения – это те зоны (поселения, городские округа и другие населенные пункты), где применяется новая модель рынка тепла, называемая «альтернативной котельной». Модель призвана изменить существующие порядки ценообразования для конечных потребителей, сделать отрасль более предсказуемой и как следствие – решить проблемы, связанные с бесперспективностью долгосрочных инвестиций в рынок тепловой энергии.

Решение о превращении населенного пункта в ценовую зону теплоснабжения принимают органы местного самоуправления, однако сначала они должны получить согласие от губернатора субъекта РФ. Кроме того, в населенном пункте должна существовать утвержденная схема теплоснабжения. Наконец, не менее половины суммарной мощности источников тепловой энергии должны составлять источники, вырабатывающие одновременно тепло и электричество.

Создание ценовых зон теплоснабжения регулирует статья 23.3 «Ценовые зоны теплоснабжения» ФЗ №190 «О теплоснабжении».

«Альтернативная котельная»: основные идеи и положения

Модель «альтернативной котельной» имеет в своей основе отказ от жесткого регулирования отрасли теплоснабжения государством в области тарифов. Предполагается, что цены на тепловую энергию будут определяться самим рынком исходя из возможностей продавца и потребностей потребителя, на договорной основе. Роль государства сводится к установлению предельной стоимости, выше которой тарифы подниматься не могут.

Свое название эта модель получила от способа вычисления предельной стоимости: за ее величину принимается та цена на теплоэнергию, при которой потребителю будет проще построить свою собственную «альтернативную котельную» и отказаться от центрального теплоснабжения.

Еще один важный элемент модели «альткотельной» — существование ЕТО, единой теплоснабжающей организации. Так называют основного поставщика тепла в системе. У ЕТО расширенные возможности, среди которых – преимущественное право заключения договоров теплоснабжения, аренды государственных и муниципальных объектов теплоснабжения, возможность заключать контракты на поставку тепловой энергии по договорным ценам, распределение тепловой нагрузки в системе. Фактически, ЕТО имеет право полностью распоряжаться рынком в ценовой зоне теплоснабжения, самостоятельно планируя необходимый объем инвестиций и возмещая их за счет продажи тепловой энергии.

Функции ЕТО
в ценовой зоне
Инфографика картинка - товар с ценником
Продажа товаров и услуг потребителям в рамках предельного уровня
Инфографика картинка - корзина с ценником
Закупка товаров и услуг в рамках свободных договорных отношений
Инфографика картинка - труба с измерителем
Обеспечение надежного и качественного теплоснабжения потребителей
Инфографика картинка - часы
Краткосрочное планирование и управление режимами в реальном времени
Инфографика картинка - календарь
Долгосрочное развитие в рамках схем теплоснабжения
Инфографика картинка - система теплоснобжения
Подключение к системе теплоснабжения

Однако ЕТО несет ответственность перед местной администрацией и потребителями: в случае невыполнения своих обязательств по качеству теплоснабжения она обязана снизить тарифы. Кроме того, предусмотрены штрафы – в пользу потребителей и администрации. Наконец, как уже говорилось выше, тарифы не могут превышать предельную стоимость.

Если говорить простыми словами, модель «альтернативной котельной» предлагает дать рынку тепла возможность регулировать самого себя при смягчении контроля со стороны государства и потребителей.

Цели создания ценовых зон теплоснабжения и перехода к модели «альтернативной котельной»

Главной задачей модели «альтернативной котельной» является смена текущего положения дел, при котором инвестиции в тепловой рынок не могут принести никакой выгоды для инвестора. Дело в том, что в большинстве населенных пунктов страны тарифы регулируются государством и вычисляются на основе затрат на производство и эксплуатацию. Таким образом, модернизировать изношенную тепловую инфраструктуру (которая нередко находится в плачевном или близком к нему положении) крайне невыгодно: ведь при ее ремонте и улучшении затраты на производство упадут, а тарифы будут автоматически снижены государством в соответствии с затратами. Следовательно, упадет и выручка.

Фактически, ситуацию можно описать несколько парадоксальной формулой «чем больше вложишь, тем меньше получишь». При этом многие компании-генераторы вообще ничего не зарабатывают на продаже тепла, а убытки вынуждены компенсировать ростом цен на электроэнергию – ведь этот рынок государством регулируется в значительно меньшей степени.

Как модель «альтернативной котельной» может отразиться на потребителях?

На первый взгляд, идея «альткотельной» звучит не слишком привлекательно для простого потребителя: кажется, что если цены будут «отпущены», они неминуемо взлетят в 2-3 раза, особенно если учесть, как рассчитывается предельная стоимость. Да и сама суть «альтернативной котельной» звучит не очень дружественно. Несмотря на то, что теоретически потребителю дается выбор между централизованной системой теплоснабжения и самообеспечением, далеко не все могут позволить себе единовременные вложения в переделку отопительной системы своего дома или квартиры.

Тем не менее, в долгосрочной перспективе от введения модели «альтернативной котельной» выигрывает и потребитель – как минимум за счет модернизации теплосетей. Ведь с привлечением инвесторов и обновлением инфраструктуры уйдут многие неприятные элементы, ставшие уже привычными во многих городах: текущие трубы, обшарпанные магистрали, «гейзеры» посреди проезжей части.

Наконец, модернизация тепловых сетей, как правило, приводит к существенному улучшению экологической обстановки в городе. Например, в г. Рубцовск Алтайского края (этот населенный пункт стал одной из первых ценовых зон теплоснабжения) в прошлом году была проведена реконструкция тепловой сети, в ходе которой вместо двух теплоисточников в городе теперь один, при этом совмещенный с электростанцией. Этот проект вряд ли был бы завершен без обеспечения в виде инвестиций, а они, в свою очередь, не появились бы без уверенности инвесторов в стабильности и предсказуемости рынка.

При всем при этом в уже существующих ценовых зонах теплоснабжения не отмечался скачкообразный рост цен. В том же Рубцовске цены выросли на 20-25 % и с тех пор лишь незначительно колебались.

Кроме того, немаловажным фактором является расширение функций – и обязательств! – ЕТО.

Интеграция АИИС в работу ЕТО

Безусловно, на данный момент рано говорить об успехе или неудаче проекта. Ценовые зоны теплоснабжения были созданы совсем недавно, при этом их весьма и весьма мало. Тем не менее, та динамика, которая видна на примере того же Рубцовска или Барнаула, на наш взгляд, является положительной и выглядит достаточно перспективно.

К тому же проект может выйти на более продуктивный уровень при внедрении АИИС в работу ЕТО. Система позволит не просто собирать и хранить данные, но и эффективно решать сопутствующие учету энергоресурсов задачи, включая оперативный контроль качества теплоснабжения. Комбинация прогрессивных и проверенных решений позволит сократить расходы единых теплоснабжающих организаций, а значит, быстрее поможет достичь целей, которые поставлены перед новой моделью рынка тепла.

Закрыть
Поиск
Пожалуйста, поверните ваше устройство в вертикальное положение
Мы используем cookie на нашем сайте. Если вы продолжите навигацию по сайту, это значит, что вы с этим согласны.