Создание и внедрение региональной системы учета энергоресурсов в Республике Башкортостан
В «Элдис» обратились представители Правительства Республики Башкортостан, городской администрации Уфы, управляющих компаний в лице восьми муниципальных УЖХ, а также местных РСО, чтобы получить экспертизу по внедрению системы учета энергоресурсов в регионе.
Данная статья описывает проект, реализованный при участии АО "Элдис" на территории Республики Башкортостан, в частности в г. Уфа. В ней мы расскажем о задачах, которые стояли перед заказчиками, предложенных нами методах их решения, функциональных возможностях внедренного решения, этапах реализации проекта, эффектах в разрезе каждого интересанта, а также затронем вопрос стоимости подобных решений.
Проблема клиента
Ключевая проблема, возникшая в регионе, — высокое социальное напряжение и растущее беспокойство населения, вызванное непривычно высокими счетами за отопление. Дело дошло до митингов, возникло общественное движение «СтопБашРТС», организующее протесты.
Причиной такой ситуации стал ряд преобразований в коммунальной сфере, проведенный в Республике Башкортостан в 2019-2020 годах. Был последовательно выполнен переход на прямые договоры между потребителями и ресурсоснабжающими организациями (РСО), а затем изменен принцип взаиморасчетов за отопление: система ТЭ 1/12 была заменена на ТЭ 1/8. Оплата за отопление стала начисляться только в течение отопительного сезона (за 8 месяцев), а не на протяжении всего года (12 месяцев). С учетом довольно холодной зимы цифры в квитанциях выросли прилично. Для неинформированных потребителей изменение принципа начислений выглядело как необоснованный рост цен на услугу.
Кроме того, компания «Башкирские распределительные тепловые сети» (БашРТС) уже давно ощущала необходимость во внедрении системы для своевременного получения данных от потребителей и оптимизации процесса предбиллинга. Администрация г. Уфы нуждалась в инструменте, который бы позволил решать спорные вопросы между поставщиками энергоресурсов и потребителями.
Цели и задачи проекта
Цели:
-
Создание единого информационного пространства, объединяющего РСО, управляющие и обслуживающие компании, государственные и муниципальные учреждения, администрации всех уровней и жителей. Это должно позволить прозрачно в режиме реального времени:
- отслеживать количество и качество поставляемых и потребляемых энергоресурсов;
- контролировать состояние коммунальной инфраструктуры;
- выявлять и приоритизировать объекты для осуществления ремонта и модернизации;
- оценивать эффект от уже реализованных мероприятий.
- Получение достоверного доказательного инструмента, при помощи которого администрация могла бы решать спорные вопросы между потребителями и поставщиками энергоресурсов.
Задача:
- Разработать единую систему учета энергоресурсов в сфере ЖКХ.
- Обеспечить внедрение системы в следующих отраслях: тепловодоснабжение и водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, эксплуатация и обслуживание жилого фонда и нежилых зданий/помещений.
- Обеспечить доступ к этой системе для РСО, управляющих и обслуживающих компаний, государственных и муниципальных учреждений, администрации всех уровней и жителей.
Опыт «Элдис» в реализации подобных проектов
Нашу компанию пригласили в проект в качестве эксперта благодаря наличию опыта в разработке и внедрении комплексных ИТ-решений для построения автоматизированных систем коммерческого и технологического учета энергоресурсов.
Опыт решения подобных задач у нас уже был, хотя и в несколько меньших масштабах:
- внедрение в Новгородской области Региональной информационной системы учета энергоресурсов;
- создание в Республике Коми единой региональной онлайн-системы автоматизированного учета потребляемых энергоресурсов «Оператор Учета»;
- внедрение в Тульской области Единой региональной онлайн-системы автоматизированного учета энергоресурсов.
Уникальность проекта в Республике Башкортостан заключалась в наличии сразу нескольких интересантов, которым удалось договориться между собой. Был выбран руководитель проекта в лице Дениса Сергеевича Киселева, заместителя директора по учебно-производственной работе ГАПОУ «Башкирский колледж строительства и жилищно-коммунального хозяйства», руководителя Центра общественного контроля в сфере ЖКХ по Орджоникидзевскому району г. Уфы, который собрал команду и привлек к решению задачи нашу компанию.
В ходе диалога было решено, что система должна быть внедрена не одной из сторон процесса поставки-потребления ресурсов, а независимым участником. Так появилась некоммерческая организация АНО Городской центр энергосбережения(ГЦЭС) — владелец системы и центр экспертизы в сфере энергоучета. Активное участие в реализации проекта и создании ГЦЭС принял ИО министра ЖКХ Марзаев Алан Викторович.
Сейчас участники рынка могут работать с сервисными компаниями как напрямую, так и через ГЦЭС. Последний вариант более удобен: ГЦЭС контролирует работу подрядчиков, сохраняя для всех единый ценник на обслуживание приборов учета.
На базе ГЦЭС был открыт учебный класс, оборудованный стендами, демонстрирующими работу погодозависимой автоматики, узлов автоматического регулирования и др. В нем на регулярной основе проходит обучение сотрудников УК, председателей МКД и других текущих и потенциальных пользователей системы. Благодаря этому повышается уровень компетенций и доверия к реализуемому решению.
Возможности внедренной системы
Функционал АИИС обеспечивает:
- удаленный сбор и хранение данных с коммерческих приборов учета;
- проверку достоверности показаний;
- осуществление до-/перерасчетов;
- передачу данных в биллинговые системы РСО для взаиморасчетов.
Система позволяет производить онлайн-мониторинг и контроль, в том числе посредством оповещения и формирования экранов для видеостен в диспетчерских службах:
- за количеством поставляемых/потребляемых энергоресурсов;
- качеством работы коммерческих и технологических приборов учета;
- качеством работы погодозависимой и прочей автоматики;
- наличием аварийных и нештатных ситуаций.
В системе автоматически формируются аналитические данные для принятия управленческих решений:
- балансы разного уровня, включая балансы внутри многоквартирных домов: между общедомовым и индивидуальными приборами учета — с целью выявления и снижения издержек на общедомовые нужды;
- выявление и приоритизация объектов коммунальной инфраструктуры для реконструкции и ремонта;
- оценка результатов реализованных мероприятий.
В рамках информационного взаимодействия система позволяет:
- организовать полнофункциональную удаленную работу сотрудников сервисных служб в любом месте и в любое время 24/7;
- предоставить доступ к данным всем интересантам с предопределенными правами в соответствии с их полномочиями;
- создать интеграцию с внутренними информационными системами пользователей: геоинформационными, биллинговыми, SCADA, а также федеральными и региональными информационными системами.
Этапы реализации проекта
- Определены задачи и проведен анализ текущей ситуации на стороне заказчика. Организованы очные встречи для проведения проблемных интервью с целью выявления действительных потребностей интересантов. Процесс развертывания проекта, внедрения и обучения решено реализовывать дистанционно.
-
Сформированы требования к системе:
- достоверность и доступность показаний приборов учета;
- отсутствие капитальных затрат на старте;
- быстрая масштабируемость решения.
- Создана команда для разработки и внедрения проекта, в качестве эксперта приглашена компания «Элдис». Организована компания АНО Городской центр энергосбережения (ГЦЭС).
- Разработана и согласована индивидуальная финансовая модель сотрудничества.
- Выполнен подбор модельного ряда передающего оборудования под задачи и ситуацию на объектах.
- Произведено, отправлено и смонтировано передающее оборудование.
- Согласованы и проведены доработки по 11 формам отчетов и функционалу АИИС в соответствии с требованиями заказчика.
- В АИИС «Элдис» заведено оборудование и информация по 3136 объектам обслуживания. Проведена настройка дистанционного опроса и рассылки отчетов.
- Выполнена интеграция с внутренними системами заказчика инструмента предбиллинга для до/перерасчета показаний.
- На постоянной основе проводятся обучающие лекции для пользователей системы.
На этом взаимодействие не закончено. На протяжении всего времени действия договора проводится сопровождение пользователей, оказывается помощь в работе с системой.
Экономический эффект от внедрения
После внедрения прекратились пикеты и митинги. Лидеры общественного мнения в спорах все чаще принимают сторону ГЦЭС.
За 2022 год выявлено и своевременно устранено 191 732 нештатные ситуации, что позволило сэкономить 245 млн рублей.
Эффекты для потребителей ресурсов:
- Сэкономлено 9 % средств по отношению к предыдущему осенне-зимнему периоду 2020-2021 за счет ликвидации перегревов теплоносителя в обратном трубопроводе.
- Сэкономлено 43 % средств по сравнению с предыдущим периодом за счет подключения к системе погодозависимых регуляторов температуры и выстраиванию их работы в режиме «Комфорт» и «Эконом» (день/ночь).
- Сэкономлено 25 % на оплате за водоснабжение.
- Сэкономлено до 35 % на оплате за теплоснабжение.
- До 80 % снижены затрат на обслуживание узлов учета тепловой энергии.
- Повышена скорость реагирования на нештатные ситуации.
Эффекты для РСО:
- До 100 % повышена достоверность учета.
- С 6-18 дней до 1-3 дней снижены временные затраты на выставление счетов за счет уменьшения количества перерасчетов и загрузки данных в биллинг, что, в свою очередь, способствует снижению дебиторской задолженности.
- Выявлен потенциал для снижения коммерческих и технологических потерь.
Эффекты для УК:
- Сведено к минимуму количество аварийных ситуаций.
- Повышено качество поставляемых энергоресурсов.
- Выявлен потенциал для повышения энергоэффективности и снижения потребляемых энергоресурсов без потери качества.
Эффекты для администраций:
- Введен инструмент получения достоверных данных для решения спорных вопросов между потребителями и поставщикам энергоресурсов и принятия управленческих решений.
- Налажено эффективное планирование дальнейших работ по повышению энергоэффективности и модернизации инфраструктуры.
- Повышена инвестиционная привлекательность сферы ЖКХ в регионе.
- Повышена лояльность жителей региона.
- На 5-10 % снижены ежегодные расходы на энергоресурсы в государственных и муниципальных учреждениях.
- В 2 раза увеличено количество заключенных энергосервисных контрактов.
- Снижено количество аварийных ситуаций в коммунальной сфере.
Социальные эффекты:
- Реализован общественный контроль за качеством поставляемых ЖКУ и корректностью начислений.
- Повышена прозрачность процессов учета и начислений за энергоресурсы. Как следствие — минимизация спорных ситуаций и недовольства потребителей.
Инновационность проекта и перспективы
В рамках проекта в Республике Башкортостан была создана единая автоматизированная информационная система жилищно-коммунального хозяйства.
Система является общим информационным пространством и достоверным источником данных о потреблении энергоресурсов, объединяющим поставщиков, администрации, обслуживающие, управляющие компании, потребителей и других участников процесса генерации, транспорта и потребления энергоресурсов. Предусмотрена возможность масштабирования АИИС Элдис на все населенные пункты Республики Башкортостан.
Проект стартовал с восьми самых крупных муниципальных управляющих компаний Уфы, на начало 2023 года к ним присоединились еще более 100 частных УК, что свидетельствует о высокой эффективности системы и росту интереса к ней. АИИС Элдис в Республике Башкортостан уже вышла за пределы Уфы, к ней подключились еще четыре города региона: Янгантау, Нефтекамск, Агидель, Стерлитамак.
На текущий момент в проекте задействовано 198 организаций и 3136 объектов. Ведется учет всех ресурсов: тепловой энергии, горячей воды, холодной воды, электроэнергии и газа. В настоящее время проводится подключение погодозависимой автоматики.
В перспективе:
- Тиражирование проекта в рамках учета тепловой энергии и теплоносителя на все города присутствия БашРТС в республике.
- БашРТС планирует подключение к АИИС в Уфе индивидуальных (квартирных) приборов учета тепловой энергии, холодной и горячей воды.
- Теплоснабжающие организации намерены подключить сетевое оборудование, чтобы предиктивно анализировать ситуацию на сетях.
- Городская администрация Уфы планирует подключение муниципальных учреждений.
- ГЦЭС продолжает подключать новых ресурсников и налаживать интеграцию АИИС Элдис с их информационными системами.
- Продолжается развитие интеграции АИИС Элдис с ИС Личный кабинет жителя «Юрта»
В ходе реализации проекта один из наиболее важных аспектов решения главной проблемы — снижения социальной напряженности — это возможность донести до потребителя информацию о положительном эффекте от внедрения АИИС Элдис. Для этого нужно с помощью понятных и доступных потребителю инструментов точечно указать на выявленные недостатки систем теплоснабжения именно в конкретном МКД и квартире.
Таким инструментом может стать уже реализованная система подачи информации пользователю услуг ЖКХ ИС Личный кабинет жителя «Юрта». Она позволит в доступной форме рассказать о причинах высокой цены за теплоснабжение уже имеющимся 49 450 постоянным пользователям и 105 260 зарегистрированным.
Расходы и затраты
- Стоимость разработки системы
Сервис распространяется по модели SaaS (software as a service — программное обеспечение как услуга) и не требует капитальных вложений. Предполагается только абонентская плата.
- Ежегодные затраты на эксплуатацию (абонентская плата)
Действуют два тарифа:
- «Объект с модемом Заказчика» – от 2 100 до 5 400 ₽ в год.
- «Объект с модемом Исполнителя» – от 4 500 до 13 000 ₽ в год.
Выводы
Наличие единого информационного поля с достоверными данными о поставленных и потребленных энергоресурсах с качественными и количественными характеристиками позволяет выстроить доверительные отношения между участниками процессов снабжения и потребления, повысить прозрачность учета и взаиморасчетов, снизив тем самым социальную напряженность в этих вопросах.
На примере реализации проекта в Республике Башкортостан, описанном в этом кейсе, видно, как внедрение единой АИИС в короткие сроки позволяет навести порядок в коммунальной сфере, снизить напряжение в обществе и повысить уровень доверия жителей к городским властям и ресурсникам.
Реализация и тиражирование проекта, внедренного в Республике Башкортостан, возможны в любом регионе РФ.
Если вам тоже нужна автоматизированная онлайн-система учета энергоресурсов в сфере ЖКХ, чтобы получать достоверные показания с приборов учета и оптимизировать процесс взаиморасчетов с потребителями ресурсов, свяжитесь с нами, и мы расскажем, как АИИС Элдис поможет в решении ваших задач.