Удаленный опрос приборов учета
Когда на объекте установлены приборы учета, оплата за потребляемые коммунальные ресурсы начисляется исходя из их показаний. Данные нужно снимать точно и регулярно, своевременно передавать в ресурсоснабжающие организации (РСО). Делать это вручную, когда на обслуживании находятся десятки, сотни, а то и тысячи объектов, сложно. Выход — снятие показаний с приборов учета дистанционно, в автоматизированном режиме.
В этой статье мы расскажем, что такое дистанционный сбор показаний со счетчиков, как он осуществляется и что для этого нужно. Остановимся на плюсах и минусах метода, а также возможностях автоматизированный системы учета энергоресурсов Элдис по организации удаленной проверки счетчиков.
Что такое удаленный опрос приборов учета
Удаленный опрос — это метод съема показаний приборов учета без участия человека посредством устройств сбора и передачи данных, то есть модемов.
Принцип работы заключается в следующем: модем подключается к прибору учета через цифровой интерфейс (разъем) и посредством кабеля определенного типа и специализированного ПО по установленному графику передает данные на сервер. Стоит отметить, что схемы распайки кабелей для разных моделей модемов и вычислителей могут отличаться.
Как устроена система удаленного опроса ПУ
Для организации удаленного опроса нужны:
- приборы учета с цифровым интерфейсом;
- модемы;
- программное обеспечение (ПО).
Информация с приборов учета при помощи модема передается на удаленный сервер, где установлено ПО для обработки данных.
Передача данных может осуществляться по разным технологиям. Основные:
- беспроводные — GPRS, CSD и LPWAN (LoRaWAN или NB IoT);
- проводная технология Ethernet.
Подробно о технологиях передачи данных мы рассказали в этой статье, там же вы найдете рекомендации по выбору модема.
Для организации системы удаленного опроса ПУ важно понимать взаимосвязь устройств на аппаратном уровне. Когда речь идет о CSD-модемах, работающих в мобильных сетях, в процессе участвуют два устройства: модем-передатчик, который собирает данные с прибора учета и передает их на модем-приемник, задача которого — принимать данные с передатчика и отдавать на сервер.
Если передача данных осуществляется по технологии Ethernet или GPRS, то второго модема нет — информация сразу поступает на сервер.
Когда мы говорим о модемах, работающих в сетях LoRaWAN или NB IoT, в процессе передачи данных также участвует базовая станция. Такие модемы имеют ограниченный радиус действия: базовая станция собирает показания со всех близлежащих устройств, которые на нее настроены, и централизованно передает информацию на удаленный сервер.
Чаще всего приборы учета оснащают одним из двух основных вариантов цифровых интерфейсов — стандарт RS-485 или стандарт RS-232. Так как распайка к каждой модели прибора учета своя, специалисты техподдержки Элдис привели все схемы к единому виду — на них наглядно показано, как должно быть подключено то или иное устройство по конкретному интерфейсу.
Все схемы распайки собраны в соответствующем разделе базы знаний АИИС Элдис — Настройка и схемы подключения приборов учета и погодозависимой автоматики.
Ниже показано, как может выглядеть схема подключения приборов для удаленной передачи показаний на стороне потребителя.
В верхней части схемы показан принцип подключения общедомового ПУ тепловой энергии. ПУ представляет собой вычислитель с цифровым интерфейсом, к которому подключены различные датчики: расходомеры, датчики давления, термодатчики, измеряющие параметры теплоносителя, а также модем. Вычислитель получает данные с датчиков, рассчитывает гигакалории и по цифровому интерфейсу передает информацию на устройство сбора и передачи данных, то есть на модем. А тот, в свою очередь — на удаленный сервер.
В нижней части схемы показан принцип подключения автономного счетчика импульсов (АСИ) со встроенным модемом к счетчику холодного водоснабжения (ХВС). При прохождении через счетчик ХВС определенного объема ресурса прибор посредством своего интерфейса посылает импульс, тем самым фиксируя показания. АСИ накапливает в своей памяти переданные счетчиком значения, формирует из них архивы и по запросу или заложенному расписанию передаёт их на удаленный сервер.
Конечно, вычислитель может считать как тепло, так и холодную воду. А при наличии отдельного разъема и схемы учета — и то, и другое. Но при необходимости эти приборы могут использоваться совместно.
Можно ли удаленно снимать показания со счетчика, который не имеет цифрового интерфейса? Можно, но в большинстве случаев нецелесообразно. У Элдис был опыт использования камеры, подключенной к модему. Она делала снимок, который через модем поступал на сервер. Там с помощью специального ПО цифры распознавались и вносились в базу данных. Однако намного проще приобрести прибор учета с цифровым интерфейсом, чем изобретать подобные решения.
Что касается ПО, здесь может быть несколько решений:
- ПО от производителя, его называют стандартным или СтПО. Оно поставляется непосредственно производителем ПУ, и иногда в него закладывают возможность построения системы для организации удаленного съема данных. Но такое ПО имеет ряд ограничений. В первую очередь это ограничения по изготовителю приборов учета — то есть, ПО работает только с теми приборами, которые выпускает этот производитель. Плюс оно «заточено» именно под съем данных и формирование отчета по стандартной форме, которую заложил производитель. Других аналитических возможностей у него нет.
- Самописные решения — ПО, созданное штатным или привлеченным программистом конкретно для какой-то компании. Ограничения в том, что в большинстве случаев только разработчик разбирается в своем коде — подобные решения сложно поддерживать и обновлять. Они неповоротливые и вяло развивающиеся: как только у потребителей появляется новый прибор учета, нужна дополнительная разработка, а это — время и деньги. Как правило, такие решения нежизнеспособны.
- АИИС или решение от независимого разработчика. Это система с поддержкой широкого круга ПУ, обновлением которой занимается целый отдел специалистов. Такое ПО предлагается в виде коробочных и облачных решений. При выборе стоит обращать внимание на функциональные возможности, простоту запуска и администрирования системы, безопасность данных, стоимость.
Как инициируется процесс опроса ПУ
Инициироваться он может с двух сторон:
- модемом;
- сервером.
В первом случае в модем закладывается определенное расписание, по которому он выходит на связь. Например, раз в 4 часа или, предположим, каждый день в 12 часов дня он обращается к серверу с предложением забрать данные.
Во втором случае сервер сам обращается к модему с просьбой предоставить часовые, суточные архивы и т. д. В сервере может быть заложено расписание, или это происходит по инициативе пользователя.
При этом инициация опроса со стороны пользователя возможна, только если применяется АИИС или самописное решение. При использовании стандартного ПО от производителя, как правило, нет возможности настроить расписание опроса. Пользователю нужно сесть за ноутбук, подключить модем-опросник и считать данные.
Объем данных, считываемый при дистанционном съеме показаний, зависит от вида используемой АИИС. Некоторые системы считывают только архивы. АИИС Элдис считывает все, что предлагает протокол обмена:
- настроечные параметры: серийный номер, скорость обмена, дата на ПУ и др;
- параметры о потреблении ресурса (архивы): температуру, давление, массу, гигакалории за конкретный период и др.
Каждый прибор учета хранит разные наборы архивов. Если речь идет о ПУ тепла, это чаще всего часовые, суточные, месячные архивы. А вот ПУ электроэнергии, могут хранить даже минутные архивы или, например, получасовые. Все зависит от модели прибора учета и от того, что заложил в него производитель. Дополнительно считываются архивы нештатных ситуаций, текущие показания и другие параметры, которые может передавать ПУ.
Преимущества удаленного опроса ПУ
- Оперативный доступ к информации. Не нужно каждый раз «спускаться в подвал», чтобы снимать показания и проверять работоспособность ПУ.
- Исключаются проблемы с доступом к ПУ. Не придется искать главного по дому с ключами, можно без посещения снять показания с ПУ в подтопленном подвале и т. п.
- Снижение затрат на ГСМ. Если объекты разбросаны по всему городу, для проверки ПУ потребуется автомобиль, а это — затраты на ГСМ и другие расходы, связанные с эксплуатацией техники.
- Исключение человеческого фактора. Показания будут всегда сняты точно и безошибочно. Исключены ситуации, когда сотрудник не успел посетить объект или записал данные с ошибкой.
- Эффективное использование персонала. Сотрудникам не нужно выезжать на объекты для съема показаний вручную. Они тратят время только на обслуживание неработающих объектов. Это позволяет расширять деятельность, не раздувая штат.
Недостатки удаленного опроса ПУ
Как таковых недостатков у дистанционного сбора показаний счетчиков нет. Но возникают издержки, связанные с организацией процесса: установка ПУ с цифровым интерфейсом и модемов, если они еще не стоят, покупка и настройка ПО.
Возможности АИИС Элдис для удаленного опроса ПУ
АИИС Элдис — это облачное решение, которое позволяет удаленно снимать показания приборов учета, автоматически обрабатывать их, создавать и рассылать отчеты, а также контролировать работу ПУ и погодозависимой автоматики. АИИС можно использовать на ПК, ноутбуке, планшете или смартфоне. Для работы нужен только браузер и доступ в интернет.
- Опрос приборов учета осуществляется автоматически по заданному расписанию.
- Для упрощения использования системы при активации вычислителя ему автоматически присваивается базовое расписание, созданное на основе предпочтений пользователей Элдис.
- В любой момент расписание опроса ПУ можно откорректировать, установив нужную частоту считывания.
- Если из-за обрыва интернет-связи не удается полностью считать архив показаний, при использовании модемов EL, работающих по протоколу Элдис, неполный результат сохраняется, а при следующем удачном обращении к ПУ архив дочитывается.
- Считать информацию также можно по команде пользователя. Это удобно, когда нужно быстро получить данные с группы выбранных ПУ. Просмотреть показания можно, сформировав отчет или открыв виджет «Просмотр данных».
- С ПУ считываются не только архивы показаний, но и настроечные параметры и другая информация, которую может передавать ПУ. Например, отслеживается корректность даты и времени на приборе, чтобы показания могли быть приняты к коммерческому учету.
- Удобный пользовательский интерфейс дает возможность наглядно отображать количество успешно опрошенных ПУ, а также тех, по которым данные не были получены в течение 1-3 дней, 3-5 дней, 5 и более дней. Это позволяет отслеживать и оперативно устранять неполадки.
Чтобы наглядно продемонстрировать, насколько использование АИИС Элдис облегчает жизнь, приведем несколько кейсов:
- РУС-ТЭК энергоаудит. Энергосервисная компания обслуживала 100+ объектов с помощью СтПО четырех видов с обязательным съемом показаний с выездом на объекты 1 раз в месяц. Как результат — большой расход ГСМ, отсутствие возможностей для аналитики и контроля нештатных ситуаций, из-за чего возникали жалобы от заказчиков.
Организация удаленного съема показаний и подключение аналитики Элдис, в том числе для контроля эффективности ЭСКО, позволила за пять месяцев увеличить портфель объектов до 1500, а спустя три года стать крупнейшей сервисной компанией в регионе.
- ИвЭнергоКонтроль. Сервисная компания обслуживала 300 объектов силами 5 инженеров, используя два вида СтПО. Из-за хранения данных на личных серверах были проблемы с отображением информации, факты потери данных. Расширение бизнеса требовало серьезного наращивание штата. Текущие заказчики хотели иметь доступ к данным со смартфонов.
Была проведена интеграция всех ПУ в АИИС Элдис и организован ежедневный мониторинг под нужды заказчиков. В результате минимизировано число аварий и нештатных ситуаций, количество объектов увеличено до 900. В штате — 1 диспетчер и 10 инженеров, эффективность кадров выросла на 30 %.
Основные задачи удаленного съема показаний с приборов учета — ускорение и упрощение процесса получения данных, снижение затрат на ГСМ и повышение эффективности использования персонала. Кроме того, при подключении АИИС Элдис появляются дополнительные возможности в виде мониторинга нештатных ситуаций, контроля погодозависимой автоматики, удобной аналитики, автоматического составления и рассылки отчетов, что позволяет масштабировать бизнес с минимумом капиталовложений.